Страничка руководителя физического воспитания

Утренняя гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.
развернуть

 Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой вместе с родителями, главное контролировать интенсивность нагрузки с учетом возраста и физического развития малыша, а также постоянно проявлять выдумку и, время от времени, разнообразить используемые упражнения.   Утреннюю гимнастику с детьми желательно проводить на свежем воздухе, если это не возможно, например, в городе, то занятия  необходимо  проводить  в  хорошо проветренном помещении, при  температуре  воздуха 16-17оС. Для упражнений выполняемых сидя или лежа, необходимо иметь гимнастический коврик. Для начала занятий утренней гимнастикой не требуется никакой подготовки: поднимитесь сами, разбудите малыша (если не он разбудил Вас), откройте форточку или окно, включите музыку и, пожалуйста, набирайтесь бодрости, сил и здоровья. 

Рекомендуется совмещать занятия утренней гимнастикой с закаливающими процедурами, с воздушными ваннами: заниматься можно босиком, минимум одежды стесняющей движения. 

При выполнении ребенком упражнений, нужно научить его, а затем постоянно контролировать правильное дыхание – малыш должен дышать глубоко, ровно и спокойно, делая полный выдох. В большинстве упражнений имеются указания, когда делать вдох, а когда выдох. Также необходимо следить, чтобы ребенок не делал лишних движений в суставах, например, сгибание колен, при выполнении движений для туловища. 

При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова: 

• потягивание; 

• ходьба (на месте или в движении); 

• упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса; 

• упражнения для мышц туловища и живота; 

• упражнения для мышц ног (приседания и прыжки); 

• упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны)); 

• упражнения силового характера; 

• упражнения на расслабление; 

• дыхательные упражнения. 

Во время занятий утренней гимнастикой с ребенком следует избегать упражнений связанных с натуживанием. При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по данному комплексу. 

Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантели (0,3 – 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке. Утренняя гимнастика не только «пробуждает» организм, но и оказывает определенный тренирующий эффект. После зарядки можно предложить ребенку легкий бег, а затем рекомендуется принять водные процедуры.

 

 

Руководитель физического воспитания

Бабина Наталья Сергеевна

 

свернуть

Учимся плавать в домашних условиях

Осваивание ребенка в воде является необходимой посылкой для обучения плаванию. Подготовить его к этому можно заблаговременно, в условиях домашней ванны.
развернуть

 Прежде всего, ребенка надо научить без колебаний входить в воду и окунаться, помочь преодолеть чувство недоверия при погружении в воду лица, всего тела. Без овладения навыком погружения в воду с головой невозможно уверенно чувствовать себя в ней, научиться свободно держаться на воде и плавать.

В условиях занятий по плаванию в бассейне с детьми младшего возраста я, как руководитель физического воспитания, к сожалению, часто наблюдаю детей с негативным отношением к упражнениям на опускание лица в воду, погружение в воду с головой. Они упрямятся и упираются, не желают ничего слышать и видеть, даже перестают посещать занятия в бассейне. Это достаточно серьезная психологическая проблема и связана она с водобоязнью или страхом перед водой, ее обилием.

Детям с водобоязнью очень неприятно, когда вода попадает на лицо и особенно в глаза. А при купании от давления воды у них возникает скованность движений, затрудненность дыхания, панический страх перед глубиной. Причины возникновения водобоязни бывают разными: кто-то неожиданно упал в воду, и это стало для него шоком, кого-то искупали в слишком холодной или слишком горячей воде, кого- то насильно внесли в воду, допустили перегрузку или банально недосмотрели за малышом. У впечатлительных детей водобоязнь может возникнуть даже после прочтения книги или просмотра фильма о бедствиях на воде.

В успешном преодолении данной проблемы, наряду со специалистом, ребенку могут помочь родители, потому что у детей младшего возраста сильна связь с близкими людьми, которым они доверяются безоговорочно. И не обязательно для этого ждать лета, поездки к морю, а ускорить весь этот процесс можно в условиях домашней ванны. И первая заповедь здесь — никакого насилия. Идеально, если ребенок сам просится в воду и во время купания чувствует себя в ней вполне комфортно. Если же ребенок при виде воды проявляет отрицательные эмоции, то в подобных случаях, какое — то время нужно заходить с ним в воду, подбадривать его веселым ласковым голосом.                     Важно при этом играть с ребенком в воде, использовать яркие плаваю­щие резиновые игрушки водяных обитателей, рассказывать детям о них, подражать им голосом, движениями. В игре дети перестают бояться воды, у них вырабатывается умение быстро передвигаться в воде, смело погружаться в воду, задерживать дыхание, открывать глаза в воде. Если же вдруг случилась негативная ситуация, ребенок испугался и начал плакать, не нужно сразу вы­водить его из воды, постарайтесь успокоить малыша именно в воде, иначе закрепится связь воды и чувства страха.

Игры в домашней ванне

Погружение в воду с головой совершается детьми с задержкой дыхания на вдохе. В обучении погружению в воду надо соблюдать определенную последовательность: сначала предложить ребенку помыть руки, плечи, ополоснуть грудь, шею, вымыть лицо, полить воду себе на плечи, медленно присесть, погрузившись в воду по шею.

  1. «Надуй шарик». Сделать вдох, надуть щеки, задержать дыхание. 
  2. «Задержка дыхания». На счет «раз — два — три» задержать дыхание после обычного вдоха. Взрослый громко считает вслух. Можно сосчитать до 7 — 8 (длительная задержка дыхания).  Контроль:  поднесите горизонтально свой палец к верхней губе ребенка, чтобы убедиться, правильно ли он выполняет упражнение, не выдыхает ли он носом в тот момент, когда надо задержать дыхание. 
  3. «Помешаем воду носом» («Птички моют  носики»). На задержке дыхания наклониться, опустить нос в воду, «помешать» воду, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону. 
  4. «Спрячем личико в ладоши». Облегченный вариант опускания лица в ограниченное водное пространство. Ребенок опускает сложенные ладони в воду, подносит лицо к воде и опускает его в зачерпнутую воду (тазик с водой). 
  5. «Опускаем глазки (лицо) в воду». Глаза закрыть и опустить все лицо в воду. А затем то же самое, только с открытыми глазами.  Для этого упражнения можно использовать и тазик с водой. Взрослый располагает свое лицо на одном уровне с ребенком, смотрит ему в глаза, поочередно (в тазик) или одновременно (в ванне) опуская лицо в воду. Если ребенок на короткое время опустил лицо в воду, надо взрослому его ободрить и убедить: «Ну вот, видишь, совсем не страшно было! Сам ведь сделал, молодец!». 
  6. «Достань игрушку (предмет)». Опустить на дно ванны любую игрушку (предмет). Ребенок, опуская лицо в воду и открывая глаза в воде, найдет ее и достанет со дна (можно использовать очки для плавания).  Чтобы помочь ребенку обрести уверенность в выполнении погружения лица (головы) в воду, родители должны выполнять их совместно с ребенком.

 

 

Руководитель физического воспитания О.М.Дивакова

 

свернуть