Страничка учителя-дефектолога

«Особенности работы учителя-дефектолога в учреждении дошкольного образования»

Во-первых, учитель-дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребёнком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.    При обследовании учитель-дефектолог в детском саду, изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребёнка и его причины. Если ребёнок переведён из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится учителю-дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель физвоспитания, музыкальный руководитель.  

 Во-вторых, учитель-дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.    В-третьих, деятельность учителя-дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.    Согласно статистике у каждого второго ребенка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому самой востребованной дефектологической специальностью является дефектолог. О развитии речи своего ребенка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее.    

Занятия учителя-дефектолога направлены на:

формирование речи у детей, которые в 2-3 года не разговаривают;

исправление дефектов речи;

лечение заикания;

развитие не только правильной, но и красивой речи;

профилактику и коррекцию нарушений письменной речи;

развитие у детей с речевой патологией, оптико-пространственных представлений и функций моторики;

профилактику и коррекцию: звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, нарушений письма и чтения.

 

   Конечно, не все дети нуждаются в услугах учителя-дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития учитель-дефектолог в детском саду  необходим. А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

   Основной формой взаимодействия с родителями у педагога является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое ,то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребенка по отношению к процессу обучения.    

Родители знакомятся с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал учитывается загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих заданий  дома рекомендуется “играть на кухне”. Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.    

Большую часть времени родители проводят на кухне, заняты приготовлением ужина. Малыш крутится рядом. Можно предложить ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет посильную помощь и потренирует свои пальчики.  

 Необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком по заданию педагога дает наилучшие результаты. Если родители не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

 

Учитель– дефектолог Н.Л.Лапо

 

свернуть

Автоматизация звуков дома

Многие знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса.
развернуть

 Начните с того, что откажитесь от слов «надо», «обязательно», «ты должен». Эти скучные взрослые слова обычно вызывают у ребенка явное или скрытное сопротивление тому, чему его собираются научить. Откажитесь и от совсем «не вкусных» слов «давай заниматься». Замените их на заманчивое - «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям. Если же ребенок упорно отказывается от занятий, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы делаете не так.Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.

Предлагаем вам несколько удачных и часто используемых игр со звуками:

«Загадки»

Для этой игры потребуются: шесть – семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь – корова – ворона – жираф – ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что неживая, затем ворону – птица, потом корову – домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т. е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

«Слова вокруг нас?»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заменить ошибку исправить ее. Затем усложните игру – вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой–то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф), или назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, санки).  

В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту.

Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребенком, превратите этот процесс в увлекательную игру. Не забывайте про основную цель ваших занятий – правильное произношение звука. И еще один совет: умейте всегда вовремя остановить игру. Очень важно не переиграть. Пусть ребенок уйдет с живым интересом к игре и острым желанием продолжить ее завтра.   

 

 

Учитель- дефектолог 

Рубанцева Виктория Михайловна

 

свернуть